Кафедра педагогики и психологии

Андреева Лариса Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент

Телефон: 89146337353 (Андреева Лариса Алексеевна), 89021681356 (Орешкина Елена Владимировна)

E-mail: lar.an@mail.ru

Местоположение кафедры: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 156 (кафедра педагогики и психологии)

Режим работы: Понедельник - четверг: 8:00-17:00. Пятница: 8:00-16:00, Обеденный перерыв: 12.00 - 13.00

Зав. кафедрой педагогики и психологии Андреева Лариса Алексеевна , кандидат психологических наук, доцент

Направления подготовки

Уровень подготовки: БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) подготовки:

  • Психология и социальная педагогика

Руководитель образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование - Андреева Лариса Алексеевна, к.психол.н., доцент.

Цель программы — подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области образования и сопровождения, готовых к выполнению задач профессиональной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и учреждениях социального обслуживания.

Задачи:

  • изучение общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • изучение методики и технологий психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения и поддержки детей, подростков и обучающихся;
  • развитие навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • формирование понимания высокой социальной значимости профессии, ответственного и качественного выполнения профессиональных задач с соблюдением принципов профессиональной этики;
  • развитие у бакалавров личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы педагогической деятельности, где необходимо эффективно решать задачи исследования, прогнозирования, социального проектирования, конструирования и реализации учебной и воспитательной деятельности, психолого-педагогической помощи, социально-педагогической деятельности на основе разработки содержания и технологий образовательной и социально-педагогической деятельности, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата развития обучающихся в образовательной организации.  

Профессиональная деятельность по данной квалификации направлена на:

  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;
  • удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении;
  • формирование гуманных отношений в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив);
  • работу с учреждениями социального обслуживания и общественными организациями, социальными институтами, участвующими в социальном воспитании подрастающего поколения.

Профессорско-преподавательский состав

  • Андреева Лариса Алексеевна, к.психол.н, доцент, заведующий кафедрой
  • Орешкина Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии
  • Покацкая Елена Ивановна, старший преподаватель, соискатель кафедры педагогической и возрастной психологии ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Общие сведения о кафедре

Кафедра педагогики и психологии как самостоятельная структурная единица была открыта в 1974 году. Кафедру возглавил проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент Бартенев Г.А. Впоследствии эту должность занимали старший преподаватель Старикова А.А.; кандидат педагогических наук, доцент Попова Е.П. С 1978 года по 1986 кафедрой заведовал кандидат педагогических наук, доцент Бальжиев В.Г. – один из первых исследователей бурятской народной педагогики. Написанные им научные труды занимают достойное место в ряду современных этнопедагогических исследований. С 1987 по 2012 год кафедру возглавляла Танхасаева С.С. кандидат педагогических наук, доцент.  С 2012 г. по настоящее время кафедрой заведует кандидат психологических наук, доцент Андреева Л.А.

В настоящее время актуальность кафедры педагогики и психологии как структурного подразделения Института определяется спецификой профессиональной деятельности выпускников, в которой органически сочетаются специальная и психолого-педагогическая стороны. Психолого-педагогическая подготовка студентов Института сегодня представляет собой целостный процесс, направленный на формирование у выпускников общепедагогических компетенций, развитие педагогического мышления и творческого подхода к педагогической деятельности. В связи с изменениями в системе педагогического образования основное направление в модернизации психолого-педагогической подготовки является формирование модели выпускника на основе компетентностного подхода. В соответствии с новой образовательной стратегией и запросами общества кафедра ищет новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы культуры и искусства в условиях современных рыночных отношений.

История развития кафедры педагогики и психологии позволяет утверждать, что сбалансированное присутствие психолого-педагогических дисциплин и оптимизация методов их преподавания в системе профессионального обучения в вузе культуры и искусств – залог подготовки высококлассных конкурентно-способных, компетентных специалистов.


Учебная и учебно-методическая работа

Кафедра осуществляет педагогическую деятельность на всех факультетах Института по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в подготовке кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования в соответствии с нормативно-правовыми документами. Преподаватели кафедры используют различные формы организации учебного процесса и образовательные технологии в зависимости от назначения и запросов участников образовательных программ: интерактивные лекции, семинарские и групповые занятия, мастер-классы, ролевые игры, проектные технологии, ситуативный анализ (кейс-анализ), студенческие конференции, круглые столы и др.

Залогом успешного освоения студентами кафедры профессиональных компетенций является активное сотрудничество кафедры педагогики и психологии с профильными организациями города и региона через реализацию совместных образовательных, социальных проектов, приобщение студентов к разработке, организации и проведению мероприятий социально-педагогической и психолого-педагогической направленности. Организация учебного процесса имеет практикоориентированный характер, под руководством преподавателей студенты участвуют в разработке и реализации социальных проектов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ОВЗ, что позволяет студентам сформировать профессиональные компетенции, закрепить приобретенные знания, умения, навыки. В рамках прохождения практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ студенты решают профессиональные задачи, в соответствии с видами профессиональной деятельности, закрепленными в стандарте.

НИР и НИРС

Кафедра педагогики и психологии работает по приоритетной теме «Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в условиях современной социально-культурной среды», в рамках которой разрабатываются следующие направления:

  • Психолого-педагогические аспекты социально-культурной среды вуза
  • Арт-педагогика в современной образовательной деятельности: методики, технологии, тенденции развития.
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Итогом прикладных научных исследований является разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов, оптимизирующих подготовку специалистов; результаты исследований представляются на научных и научно-практических конференциях (Прага, Кемерово, Оренбург, Томск, Иркутск, Улан-Удэ, и др.).

К научной деятельности кафедры привлекаются студенты, лучшие работы которых публикуются в сборнике научных статей ВСГИК.

Ежегодно преподаватели проходят повышение квалификации и улучшают качество преподавания, внедряют дистанционные технологии и интерактивные методы обучения, разрабатывают онлайн-курсы. При построении учебных курсов преподаватели ориентируются на новые тренды в образовании и на новые области применения психологии и педагогики, выбирают новые форматы обучения, обучение на расстоянии с использованием Интернет технологий, социальных сетей и игр. Задачей учебной деятельности является укрупнение дисциплин и переход на индивидуальные траектории обучения, расширение спектра майноров и программ дополнительного профессионального образования.

В 2019 году, в рамках научной темы, кафедра инициировала и провела научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития». В работе семинара приняли участие 75 специалистов из 26 организаций г. Улан-Удэ, работающих с детьми. В числе участников педагоги-психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и воспитатели ДОУ (Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития» ФГБОУ ВО "Восточно-Сибирский государственный институт культуры" (vsgaki.ru)).

Также в 2019 году кафедра, выступив научным куратором по гранту Президента Российской Федерации № 19-1-022869 «Создание Ресурсного центра «Аватар» для родителей и специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», организовала и провела региональную научно-практическую конференцию «Методики коррекции развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями». В работе конференции приняли участие более 100 специалистов: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, работающие в СОШ, ДОУ (в том числе комбинированного вида), СКОШИ, в системе дополнительного образования, развивающих и коррекционных центров, представители РУО, а также родители особых детей (Региональная научно-практическая конференция «Методики коррекции развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями» ФГБОУ ВО "Восточно-Сибирский государственный институт культуры" (vsgaki.ru)). В декабре 2020 года состоялась Итоговая региональная научно-практическая онлайн-конференция «Организация межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации в работе с детьми с особыми потребностями на опыте Республики Бурятия», в рамках которой были подведены итоги реализации гранта. Зав.кафедрой педагогики и психологии Андреева Л.А. провела мастер-класс для специалистов, участников конференции: «Арттехнологии в работе с родителями и детьми с особыми образовательными потребностями» (Итоговая региональная научно-практическая онлайн-конференция «Организация межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации в работе с детьми с особыми потребностями на опыте Республики Бурятия» ФГБОУ ВО "Восточно-Сибирский государственный институт культуры" (vsgaki.ru)).

Преподаватели кафедры Покацкая Е.И и Орешкина Е.В. активно сотрудничают с ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека», принимают участие в организации семинаров и мастер-классов для сотрудников библиотек и читателей, исследуют психолого-педагогические особенности детского чтения. Публикации результатов данных исследований включены в сборники конференций различного уровня.

В 2018 году кафедра выступила инициатором включения дисциплины «Психология» в реестр ежегодных межвузовских предметных олимпиад. Ежегодно команда ВСГИК, которую составляют студенты непрофильных направлений подготовки, проявившие искренний интерес к дисциплинам психолого-педагогического цикла в процессе обучения, занимает призовые места в общекомандном и личном зачетах. По итогам последних лет: I место в личном зачете, II командное место (2018 г., рук. преп. Е.И. Покацкая), I место в командном и личном зачетах (2019 год, рук. к.п.н., ст. преп. Е.В. Орешкина), I место в командном, и II место в личном зачете (2021 год, рук. к.психол.н., доцент Л.А. Андреева), I место в командном зачете (2022 год, рук. к.психол.н., доцент Л.А. Андреева, ст.преп. Е.И. Покацкая).

С 2021 года студенты ВСГИК участвуют в Открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде по дисциплине «Педагогика» под руководством к.п.н., доцента кафедры Орешкиной Е.В. В 2021 году во второй этап Олимпиады вышли Дедюро Дарья (ФСКДНиТ, 3 курс), Ермакова Анастасия (ГИФ, 3 курс) и Дашинимаева Саяна (ФИС, 3 курс), по результатам которого Дедюро Дарья вышла на III место по Дальневосточному федеральному округу.

В 2022 году во второй этап Олимпиады вышли Москалюк Алена (ФМиХИ, 3 курс), Дедюро Дарья (ФСКДНиТ, 4 курс), Мордвина София (ФСКДНиТ, 3 курс), по результатам которого Дедюро Дарья удостоена Золотой медали (1 место) Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады.

Преподаватели кафедры успешно курируют научно-исследовательскую работу студентов очного и заочного отделений различных направлений подготовки. Под руководством преподавателя кафедры к.п.н., доцента кафедры педагогики и психологии Орешкиной Е.В. студентка факультета искусств Расова Алена стала серебряным призером Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Януша Корчака»; в 2020 г. диплом победителя в секции «Психологические науки» IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образовании» получила студентка факультета социально-культурной деятельности, наследия и туризма Коренева Наталья, под руководством ст. преподавателя Покацкой Е.И. Студенты всех факультетов и направлений подготовки под руководством преподавателей кафедры педагогики психологии успешно участвуют в Ежегодной Всероссийской открытой олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (г. Кемерово). Так, в 2020 г. научно-исследовательская работа студентки заочного отделения кафедры педагогики и психологии Голышевой Анастасии, под руководством к.психол.н., доцента Андреевой Л.А. была удостоена Диплома 2 степени; в 2021 году диплом II степени завоевала студентка кафедры инструментального исполнительства, звукорежиссуры и музыкального искусства эстрады Тельпякова Анастасия под руководством ст. преподавателя Покацкой Е.И.; в 2022 году дипломом I степени награждены студентка кафедры инструментального исполнительства, звукорежиссуры и музыкального искусства эстрады Москалюк Алена, научный руководитель ст. преподаватель Покацкая Е.И., студентка кафедры социально-культурной деятельности Дедюро Дарья, научный руководитель к.п.н., доцент кафедры Орешкина Е.В.; дипломов II степени удостоены студентка отделения педагогики балета и современного танца Филиппова Маргарита под руководством ст. преподавателя Покацкой Е.И. и студентка заочного отделения кафедры педагогики и психологии Григорьева Вера под руководством к.п.н., доцента кафедры Орешкиной Е.В.

На ежегодной научно-практической студенческой конференции, посвященной дню студенческой науки, кафедра представляет две секции «Актуальные вопросы психологии личности, деятельности и межличностных отношений», «Современные психолого-педагогические технологии в образовании и воспитании», в работе которых принимают участие студенты всех факультетов. Так, в 2022г. студенты факультетов МиХИ Филиппова Маргарита, СКДНИТ Паршикова Юлия, Дедюро Дарья, Чувашова Алена заняли призовые места.

Преподаватели кафедры проводят научные мероприятия для студентов в рамках учебных дисциплин. Так, в 2021 году для студентов всех факультетов в дистанционном формате был организован Круглый стол «Научное наследие Л.С. Выготского: опережая время», в котором приняли участие 53 студента разных направлений подготовки очной и заочной формы обучения. В рамках круглого стола были заслушаны и обсуждены 8 докладов и представлена творческая работа по широкому спектру вопросов жизни и научного творчества Л.С.Выготского.

 


Воспитательная работа

Воспитательная работа осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса и во внеучебное время.  При кафедре создан и активно действует студенческий волонтерский педагогической отряд «Горячее сердце», призер IX Герценовского Молодежного форума «Моя инициатива в образовании» – г. Санкт-Петербург (2014)., под руководством Ларкиной Н.В., в настоящее время отрядом руководит к.п.н., доцент кафедры Е.В. Орешкина. Студенты направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» являются членами студенческого педагогического отряда, они планируют и организуют социально-значимые мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также – для студентов и сотрудников ВСГИК. Волонтерская деятельность является эффективной формой воспитательной работы, а также позволяет студентам сформировать необходимые компетенции для их будущей профессиональной деятельности.

Основными направлениями работы педагогического отряда «Горячее сердце» являются:

  1. Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (организация новогоднего праздника для детей, посещающих ГБУДО «Центр диагностики и консультирования»), развивающие занятия для детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья (ГБОУ «Республиканский центр образования»), психолого-педагогические мероприятия для воспитанников Республиканского СРЦН)
  2. Деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, ЗППП, совместно с ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» (организация акций по профилактике для студентов и сотрудников института, участие в городских и республиканских акциях, организованных специалистами ГБУЗ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД», распространение информации о ВИЧ-инфекции).
  3. Традиционные мероприятия по популяризации психолого-педагогических знаний среди студентов и сотрудников ВСГИК (организация недели диагностики, акции, посвященные Всемирному дню психического здоровья, Дню инвалидов и др.)

Информация по каждому мероприятию публикуется на официальном сайте вуза, а также в социальных сетях (страница студенческого педагогического отряда «Горячее сердце»).

Студенты очного отделения стали организаторами и активными участниками многих акций и мероприятий, проводимых в институте:

  • Школа студенческого актива
  • Изготовление поздравительных открыток ко дню пожилого человека
  • Акция, посвященная Всемирному дню психического здоровья для всех студентов, преподавателей и сотрудников Института
  • Благотворительная акция по сбору гуманитарной помощи #МЫВМЕСТЕ (волонтеры) и акция «Письмо защитнику»
  • Новогодняя акция Фонда «Здоровье Бурятии», в которой студенты выступили посланниками деда Мороза, доставив сладкие подарки детям, находящихся на паллиативной помощи

Также студенты принимают активное участие в профориентационных мероприятиях кафедры.  Так, студенты выступили в качестве консультантов для абитуриентов в республиканском профориентационном мероприятии «Ярмарка вакансий рабочих и учебных мест», которое проходило в Физкультурно-спортивном комплексе г. Улан-Удэ и на профориентационной встрече-выставке в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж».

В текущем учебном году студенты прошли обучение по программе «Равный обучает равного», которое было организовано специалистами МБУЗ РБ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» на базе ФГБОУ ВО ВСГИК. В качестве волонтеров  центра провели традиционную акцию «Информационная палатка», посвященную международному дню борьбы со СПИД во ВСГИК и приняли участие в Городской акции, посвященной Международному дню борьбы со СПИД, которая была организована специалистами МБУЗ РБ «Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД» в ТРЦ «Peoples Park».

Кафедра педагогики и психологии участвует в создании комфортной психологической среды для студентов. При кафедре работает Центр арт-терапии и психологического сопровождения, на базе которого студенты и преподавателя получают индивидуальную и групповую поддержку (консультации, диагностика, тренинги). Также Центр реализует работу по заявкам.

Ежегодно кафедра принимает участие в проведении «Байкальской летней школы для одаренных студентов», реализуя программы тренингов личностного роста (ППС кафедры) и «Тропу выживания» (выпускник кафедры Матвеев Юрий).


Выпускники

Выпускники кафедры работают в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания г. Улан-Удэ и Республики Бурятия педагогами-психологами и социальными педагогами, таких как ГБОУ «Республиканский центр образования» г. Улан-Удэ, СКОШИ VIII вида г. Улан-Удэ, СКОШИ № 62 III-IV вида г. Улан-Удэ, МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ, ГБПОУ БРИТ, ГАПОУ БРТАТ, ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края, ГБУСО Заиграевский СРЦН, ГБУСО «Закаменский СРЦН», ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный» Баргузинский район, ГБУСО «Прибайкальский СРЦН» и др.

Хорошей традицией кафедры стали встречи выпускников со студентами младших курсов, на которых они делятся своим профессиональным опытом и яркими впечатлениями о студенческой жизни. 

Фото из жизни кафедры