Кафедра иностранных языков и общей лингвистики
Хобракова Людмила Матвеевна
кандидат филологических наук, доцент
Телефон: +7(3012) 23-22-00
E-mail: forlang@vsgaki.ru, lyudakhobrakova@mail.ru
Местоположение кафедры: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 117 (кафедра иностранных языков и общей лингвистики)
Режим работы: Понедельник-четверг 8:00-17:00. Пятница: 8:00-16:00, обеденный перерыв: 12.00 - 13.00
- Профессорско-преподавательский состав
- Общие сведения о кафедре
- Учебная и учебно-методическая работа
- НИР и НИРС
- Воспитательная работа
Профессорско-преподавательский состав
Потенциал кафедры иностранных языков и общей лингвистики, состоящей из специалистов с базовым филологическим, лингвистическим и педагогическим образованием, подтвержден учеными степенями (остепененность кафедры – 100%), учеными званиями, наградами и сертификатами. На кафедре иностранных языков и общей лингвистики 4 штатных преподавателя, 3 штатных совместителя: из них 1 доктор наук, профессор; 6 кандидатов наук, 6 доцентов. Большая часть преподавателей кафедры имеет опыт работы в вузе по профилю преподаваемых дисциплин не менее 20 лет.
- Хобракова Л.М. − к.филол.н., доцент
- Забанова Л.Е. − к.филол.н., доцент
- Рупышева Л.Э. − к.филол.н., доцент
- Цыбденова Б.Ж. – к.социол.н., доцент
- Шойбонова С.В. − к.филол.н., доцент
- Ринчинова А.В. − к.филол.н., доцент
- Чебунин А.В. – д.ф.н., профессор.
Общие сведения о кафедре
В 1962 году в результате реорганизации кафедры общенаучных дисциплин была образована кафедра иностранных языков под руководством старшего преподавателя Августиновича А.И. Деятельность кафедры неразрывно связана с развитием всего института. Основными языками кафедры были английский, немецкий, французский. Становлению и развитию кафедры способствовали такие преподаватели, как Сутягин А.М., Малинина Ю.Ф., Рачкова Г.А., Кирикова П.И., Светозарова М.Л., Сперанская В.В., Войекова О.В., Косыгин Т.А., Цыремпилон Д.Д., Продайвода Л.К., Быстрова Н.А., Мохосоева В.М., Табитуев В.В., Фролова Э.Г., Баргуева Т.П., Тонтоева С.Д., Забанова Л.Е., Хобракова Л.М., Цыбденова Б.Ж., Рупышева Л.Э. и др.
В 1983 году состоялось объединение кафедр русского и иностранных языков под руководством старшего преподавателя Ким Е.Л. (1983-1987 гг.), к.филол.н. Шулуновой Л.В. (1987-1990 гг.). В 1990 году произошло разделение на две самостоятельные кафедры: иностранных языков под руководством к.филол.н. Мохосоевой В.М. и русского языка и страноведения под руководством к.филол.н. Шулуновой Л.В. С 1994 по 2005 гг. заведующий кафедрой иностранных языков – Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент Рачкова Г.А.
В 1990 г. кафедра русского языка и страноведения была переименована в кафедру восточных языков и лингвострановедения. Данный шаг был продиктован настоятельной необходимостью более внимательного отношения к подготовке специалистов в вузе культуры с учетом региональных, профессиональных, национальных особенностей. В частности, дисциплины, преподаваемые на кафедре восточных языков и лингвострановедения, составляли основной компонент этнокультурного образования, призванного способствовать максимальному удовлетворению формирующихся и развивающихся культурно-образовательных запросов и потребностей этноса, а также гармонизации межэтнических отношений средствами образования. Организатором кафедры явилась д.филол.н., академик МАН Высшей школы, заслуженный деятель науки РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, проф. Л.В. Шулунова, которая успешно заведовала кафедрой на протяжении многих лет. Вместе с ней на кафедре работали доценты Арбанова А.М., к.филол.н. Бадмаева Л.Б., Ким Е.Л., Лихатина А.П., д.и.н., заслуженный деятель науки РБ Нимаев Д.Д, к.п.н., заслуженный работник образования РБ Нимаева И.Б., Очирова Г.Н. и др. Кафедрой восточных языков и лингвострановедения с 1999 по 2005 гг. заведовала к.филол.н., доц. Лазарева А.А.
В 1999 г. кафедра общей и прикладной лингвистики выделилась из состава кафедры восточных языков и лингвострановедения по инициативе проф. Л.В. Шулуновой, которая возглавила новую кафедру. Создание кафедры было обусловлено необходимостью обеспечения лингвистической подготовкой студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Основная цель создания кафедры лингвистического профиля определялась задачами совершенствования речевых навыков обучающихся и повышением их языковой компетенции, что нашло отражение и в диапазоне научной квалификации преподавателей: д.филол.н. Шулуновой Л.В., к.филол.н. Дамбиевой Э.Б., Ринчиновой А.В., Хилхановой Э.В., Шойбоновой С.В., к.культурологии Амгалановой М.В., к.филос.н. Харанутовой Е.И., доцента, преподавателя русского языка как иностранного (РКИ) Лихатиной А.П.
С 2001 по 2005 гг. при кафедре общей и прикладной лингвистики функционировала научно-исследовательская лаборатория социолингвистики и речевых коммуникаций, занимавшаяся разработкой актуальных проблем языковой политики, социальной дифференциации языка, языковой нормы, речевого поведения и др.
В связи с принятием и реализацией Программы модернизации образовательной системы на базе кафедры иностранных языков, кафедры общей и прикладной лингвистики и кафедры восточных языков и лингвострановедения была создана кафедра иностранных языков и общей лингвистики (приказ ректора №8/6 от 21.01.06). Заведующий кафедрой – к.филол.н., доц. Шойбонова С.В. С 2007 г. по 2012 гг. заведующий кафедрой – д.филол.н., проф. Хилханова Э.В.
В настоящее время кафедра иностранных языков и общей лингвистики представляет собой активный творческий коллектив педагогов, имеющих большой научно-методический потенциал. Кафедра входит в состав гуманитарно-информационного факультета ВСГИК и продолжает осуществлять учебную, методическую работу по лингвистическим дисциплинам, научно-исследовательскую работу по проблемам лингвистики, культурологического образования, преподавания европейских, восточных языков и русского языка как иностранного, воспитательную и профориентационную работу.
С 2013 года и по настоящее время заведующий кафедрой – к.филол.н., доц. Хобракова Л.М.
Учебная и учебно-методическая работа
Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин: иностранный язык (английский, французский, немецкий, монгольский, китайский), деловой иностранный язык (английский, французский, немецкий), второй иностранный язык (китайский), современный китайский язык, русский язык как иностранный, литература и др. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции выпускника рассматривается как главная цель обучения иностранным языкам в вузе культуры.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты 3++ потребовал модернизации и разработки УМКД для реализации учебного процесса программ специалитета, бакалавриата и магистратуры по всем дисциплинам кафедры: аннотированных программ, рабочих программ, учебно-методических изданий, методических рекомендаций, фонда компетентностно-ориентированных оценочных средств, включая контрольно-измерительные материалы.
На кафедре большое внимание уделяется освоению и внедрению в учебный процесс новейших методик преподавания лингвистических дисциплин, инновационных технологий. На лекционных и практических занятиях педагогами кафедры активно применяются различные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, технологии коммуникативного обучения, имитационного моделирования, развития критического мышления, творческо-развивающие, проектные, аудиовизуальные, включая видеотренинг, групповые технологии, элементы интенсивной методики, кейс-технологии: метод ситуационного анализа, ситуационно-ролевые игры, игровое проектирование, дискуссионное обсуждение; некоторые из которых требуют дальнейшей дидактической разработки. Новейшие методики лингводидактики реализуются в учебных курсах «Иностранный язык», «Русский язык как иностранный», где активно применяются видеосъемка, просмотр и анализ видеовыступлений, видеоролики, аудиозаписи, проектная методика. Программное обеспечение «Диалог Нибелунг» позволило преобразовать компьютерный класс в интерактивную мультимедийную среду. У педагогов кафедры появилась возможность прослушивания и оцифровки диалогических и монологических высказываний обучающихся, использования ресурсов интернет для просмотра и аудирования аутентичных материалов.
В учебном процессе используются оригинальные комплексы для всех уровней овладения английским языком, изданные Cambridge University Press, Oxford University Press, Macmillan, аудио записи, компакт-диски. По немецкому языку широко используются оригинальные комплексы издательств Hueber Verlag, Langenscheidt, Cornelsen, по монгольскому языку – издательства Улаанбаатар.
Кафедра проводит городские методические семинары для преподавателей английского языка ссузов и вузов г. Улан-Удэ: «Некоторые аспекты преподавания английского языка за рубежом (из опыта языковой стажировки в «ATC Language & Travel», Дублин, Ирландия); мастер-классы по методике использования проблемно-ориентированного подхода, а также информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку; методический семинар «Some active methods of teaching» под руководством Изабеллы Паланж (Isabella Palange) − стипендиата программы Fulbright из США; научно-методический семинар «Possibilities of scientific and educational activities of foreign language teachers»; курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Теория и практика преподавания английского языка в неязыковом вузе»; региональные научно-методические семинары «Преподавание немецкого языка в образовательных учреждениях Бурятии: состояние, проблемы и перспективы»; «Языки в образовательном и поликультурном пространстве: аспекты дидактики»; открытые занятия и экзамены по русскому языку как иностранному со слушателями подготовительного отделения; семинары-презентации «Образовательные стипендиальные программы» представителя германской службы академических обменов (DAAD) Томаса Ранфта; информационные семинары «Международные программы для обучения и работы за рубежом»; «Возможности получения образования и работы за рубежом. Роль иностранных языков в их реализации»; образовательно-творческий проект «Язык и культура − основа дружбы народов» с участием иностранных студентов, слушателей и выпускников в рамках международного образовательного проекта с Сианьским нефтяным университетом.
Другим важным направлением работы кафедры является учебно-методическое обеспечение аудиторных и внеаудиторных занятий. Преподавателями кафедры разработано и издано более 60 учебно-методических пособий, хрестоматий для чтения, методических указаний и контрольно-измерительных материалов.
Учебно-методические пособия с грифом:
- Пособие по межкультурной коммуникации - гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов;
- Учебный справочник «Туризм в Бурятии: помощь экскурсоводу (на русском и английском языках) - гриф Министерства образования РБ,
- Учебное пособие «Английский язык для бакалавров» − гриф Дальневосточного регионального учебно-методического центра (ДВ РУМЦ)
Преподаватели кафедры принимают активное участие в конкурсах «Лучшее научное и учебное издание» и «Лучшее издание года» и являются победителями в номинации «Лучшее учебное издание. Учебное пособие» по итогам 2017 г. - учебное пособие «Английский язык для бакалавров», в номинации «Хрестоматия. Практикум» по итогам 2021 г. - Хрестоматия для чтения по английскому языку «Cultural and natural heritage of Buryatia».
Международные сотрудничество
Кафедра способствует установлению деловых, творческих контактов с зарубежными странами: Чанчуньским политехническим университетом (КНР), Рурским университетом (ФРГ), университетом им. Дж. Вашингтона (США), Институтом социальной антропологии им. М. Планка (Германия), Университетом Семьюнг (Южная Корея) и др.
Преподаватели кафедры участвуют в международных научных конференциях, активно занимаются переводческой деятельностью, обеспечивая письменные и устные переводы (английский, монгольский, китайский языки) на международных симпозиумах, конференциях и круглых столах: «Байкальские встречи», «Культурное пространство России и Монголии», «Древо культуры», редактируют сборники материалов научных и научно-методических конференций и др.
В рамках реализации постановления Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.12.2020 г. преподавателями кафедры ведется активная работа по обучению русскому языку слушателей подготовительного отделения из Колумбии, Палестины, Вьетнама, Бразилии, Пакистана, Республики Кореи, Ирана, Мозамбик, Бенин и др. Многие иностранные студенты и слушатели успешно прошли государственное тестирование по русскому языку как иностранному с получением сертификатов.
НИР и НИРС
Научно-исследовательская работа
Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является НИР и НИРС. Научные интересы преподавателей определяются не только изучением языковых проблем регионального характера и вузовской лингводидактики, но и охватывают широкий круг проблем (анализ дискурса, концептуальный анализ; проблемы социолингвистики, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, речевого воздействия и аргументации; проблемы ономастики бурятского и английского языков; особенности языковой ситуации в Республике Бурятия; организация проектной работы и др.). Кафедра осуществляет разработку комплексной темы «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и лингводидактики» (руководители: к.филол., доц. Рупышева Л.Э., к.филол.н., доцент Шойбонова С.В.).
Преподавателями кафедры издано: 16 научных монографий; 2 топонимических словаря «Географические названия Республики Бурятия», «Топонимический словарь этнической Бурятии»; 1 библиографический указатель «Труды по ономастике исследователей Байкальского региона-2»; 1 сборник научных трудов «Язык и культура: межкультурная коммуникация, лингводидактика», справочное издание «Ботаническая номенклатура: бурятско-монгольско-русско-латинские названия растений».
Монографии «Ономастикон художественного произведения», «Факторы коллективного выбора языка и этнокультурная идентичность у современных бурят», «Языковая ситуация в Республике Бурятия» стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга» в номинации «Гуманитарные науки», проводимого Фондом развития отечественного образования (г. Сочи).
Книга «Языковое сознание и языковые установки жителей приграничных регионов востока России: на примере Республики Бурятия и Забайкальского края» получила грамоту за победу в VIII Общероссийском конкурсе изданий для высших учебных заведений «Университетская книга – 2018» в номинации «Лучшая книга по сибирской тематике».
На протяжении многих лет кафедра активно сотрудничает с ИМБИТ СО РАН (экспертиза кандидатских диссертаций по специальности 10.02.22 – языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки); сотрудничает с БГУ (подготовка и издание топонимического словаря этнической Бурятии; экспертиза кандидатских диссертаций по специальности 10.02.19 – теория языка; экспертиза магистерских диссертаций по специальности «Филология»).
Педагоги кафедры активно публикуются в различных изданиях (всероссийских, международных, региональных), включая реферируемые издания, участвуют в международных, всероссийских и региональных конференциях, таких как:
- V Всемирный конгресс Международной организации по народному творчеству (IOV) «Музыкальное творчество как фактор развития межкультурного диалога» (участники ученые из Польши, Японии, Португалии, Казахстана, России),
- Конгресс монголоведов (г. Улан-Батор),
- X Международный конгресс по когнитивной лингвистике «Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: современные проблемы и методология исследования»,
- XI международный научно-творческий проект «Древо культуры» (Монголия),
- Международная конференция «Лингвистический форум-2019: коренные языки России и мира»,
- IV международная конференция «Challenges in Teaching English: Global Perspectives and Local Realities» (г. Улан-Батор, Монголия),
- Национальная научно-практическая конференция преподавателей, научных работников и аспирантов,
- Международные научно-практические конференции: «Жизнь языка в культуре и социуме-6», «Языки в полиэтническом государстве: развитие, планирование, прогнозирование», «Бурятоведение: вчера, сегодня, завтра», посвященной 10-летию Академии бурятоведения, «Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований», «Актуальные проблемы монголоведения и тюркологии», «Языки и литературы монгольских народов: теория и практика», «Современное искусствоведение: теоретические концепции и художественные практики»; «Передовые технологии и современные тенденции в образовании и культуре»; «Синергия языков и культур: междисциплинарные исследования», «Проблемы цифровизации образования в высшей школе»; «Проблемы функционирования языков в полиэтническом пространстве» и мн. др.,
- IV Международная онлайн конференция по монгольскому языкознанию «Монгольские языки в XXI веке: современные подходы и перспективы исследования»,
- Всероссийская образовательная онлайн-конференция «Учим немецкому – открываем мир»,
- Международная научная онлайн-конференция «Linguistics and Teaching Methodology 2021».
Преподаватели кафедры осуществляют научное руководство магистерскими работами, осуществляют рецензирование научных монографий, научных сборников, выпускных квалификационных работ, учебно-методических пособий, рецензируемых научных статей, редактирование сборников научных трудов, Вестник ВСГИК, научных статей, информационных буклетов и документов, переводы аннотаций к научным статьям, информационным письмам и различным документам.
Кафедра активно занимается грантовой деятельностью. Получены и реализованы гранты: грант Посольства США и грант фонда РГНФ на издание топонимического словаря РБ, грант Гете-Института на рекламные материалы, книги и электронные издания, внутривузовский грантовый конкурс преподавателей и аспирантов по направлению «Социально-культурная и образовательная среда региона как фактор развития человеческого потенциала» на реализацию проекта «Международная научно-практическая конференция «Организация инклюзивного образовательного пространства», вузовский грант на проведение международной научно-практической конференции «Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в поликультурном мире» и успешно реализован проект с изданием сборника научных трудов.
Научно-исследовательская работа студентов
Традиционно большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. В рамках ежегодной студенческой научно-практической конференции преподаватели кафедры руководят учебно-исследовательскими работами студентов по таким направлениям, как «Язык и культура», «Язык и специальность», «Межкультурная коммуникация», а также творческо-исполнительскими работами на иностранных языках. О достижениях студентов свидетельствует следующее.
Студенты различных направлений подготовки под руководством преподавателей кафедры принимают активное участие и являются победителями следующих мероприятий: Всероссийской открытой олимпиады научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции»; Международной Интернет-олимпиады по русскому языку (г. Новосибирск), Международной олимпиаде по лингвокультурологии «Язык. Культура. Сознание» (г. Старый Оскол), Всероссийского студенческого конкурса научных и творческих работ «Государственная культурная политика – современное состояние и перспективы развития» (г. Санкт-Петербург), МНПК «Актуальные проблемы литературоведения, языкознания и культуры Восточной Сибири, Монголии и Китая», XIV Открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» (г. Отрадный), Всероссийской открытой Олимпиады научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции» (г. Кемерово), Международного конкурса научно-исследовательских работ «Modern researcher -2020», Конкурсе научно-исследовательских работ «The scientific paradigm-2020» (г. Ростов-на-Дону), II Межрегионального чемпионата по чтению вслух на бурятском языке «Буряадаараа уншая», посвященного 130-летию со дня рождения Х. Намсараева, Международного конкурса эссе «Профессия будущего», Международного конкурса научно-исследовательских работ «Иноязычное образование и межкультурная коммуникация», Международного конкурса проектных работ «Моя будущая профессия», Международного конкурса «Очей очарованье: русский язык как средство изображения архитектурных достопримечательностей России» среди иностранных студентов и школьников, изучающих русский язык, а также всех любителей русской культуры, не являющихся гражданами РФ (г. Нижний Тагил), Всероссийской онлайн-конференции молодых ученых «Социально-культурная среда регионов глазами молодежи», Международного проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память»: онлайн-викторины «Россия-Германия: история и память», Международного конкурса творческих работ в жанре эссе «История в биографиях», Всероссийской открытой акции-конкурса «Tolles Diktat-2020», Всероссийского диктанта по английскому языку.
Научные статьи и тезисы студентов публикуются в сборнике научных статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения, языкознания и культуры Восточной Сибири, Монголии и Китая»; научно-практической конференции молодых ученых «Социально-культурная среда регионов глазами молодежи», Международной молодежной научно-практической конференции на иностранных языках «Современные тенденции мирового сотрудничества»; МНПК «Актуальные проблемы литературоведения, языкознания и культуры Восточной Сибири, Монголии и Китая», «Концепции современного образования: актуальные модели развития системы знаний» (г. Казань), «Студенческая наука в вузе культуры».
Студенческие команды под руководством педагогов кафедры иностранных языков и общей лингвистики ежегодно участвуют в Республиканских межвузовских олимпиадах по бурятскому, русскому и английскому языкам и регулярно занимают призовые места в личном и командном первенстве.
Воспитательная работа
Важное значение на кафедре имеет воспитательная работа со студентами. Необходимо отметить подготовку команд к предметным республиканским студенческим олимпиадам, участие студентов в информационных семинарах, республиканских художественных конкурсах, проведении Дня Русского языка, Международном дне русского языка во ВСГИК, концерте в рамках празднования Дня славянской письменности с участием китайских студентов, проведении Круглых столов по вопросам изучения языка и культуры с представителями немецкоязычных стран Германии, Швейцарии, Австрии, Рождества на немецком языке в Доме Дружбы народов, экскурсиях со студентами, квест-играх на знание русского языка иностранными студентами, вечерах-концертах под названием «Рождественские встречи», праздничном концерте, посвященного 55-летию КИЯиОЛ, поездке с иностранными студентами на Байкал с целью практики русского языка, организации поездок студентов за рубеж для повышения уровня владения языком, знакомства с культурой стран изучаемых языков.
Данные мероприятия имеют большое значение для знакомства с культурами, понимания их специфики, приобщения к ценностям, воспитания толерантности и уважительного отношения к различным культурам.
Повышение квалификации
Повышение квалификации – значимое направление деятельности кафедры. За отчетный период преподаватели КИЯиОЛ прошли следующие курсы повышения квалификации:
на международном уровне: курсы монгольского языка «Монгольский язык: онлайн обучение, изучение».
на российском уровне: курсы повышения квалификации «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Технологии создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» (г. Москва); «Тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку в рамках российской государственной системы тестирования. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ»; «Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран»; «Технология создания электронных обучающихся курсов на базе LMS Moodle»; «Методика подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку»; «Цифровые технологии обучения взрослых».
на региональном уровне: «Немецкий язык как иностранный язык. Принципы и особенности преподавания»; «Управление кафедрой вуза»; «Методика преподавания филологических дисциплин в вузе в условиях реализации ФГОС ВО 3++.
на институтском уровне: «Разработка электронного курса в Moodle», «Обучение в электронном курсе Moodle».
Профессиональная переподготовка пройдена по программам: «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога-практика»; «Педагогическое образование: теория и методика преподавания китайского языка»; «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного».